Фирдавси Аъзам

Адабу фарҳанги Мастчоҳ

Муллоев Шариф


Муллоев Шариф Бокиевич 7 – уми январи соли 1965 дар кишлоки Худгифи Офтобруя нохияи Мастчох мутаввалид шудааст.Мавсуф хатмкардаи мактаби №10(1972-1982) нохияи Мастчох чамъияти саххомии “Сомониён”  собик колхози Оржоникидзе мебошад.

Муллоев Шариф солхои 1983–1985 дар Кушунхои хавои дар Семипалатинск Москва хидмати харбиро ба чо овардааст.Пас аз адои хидмат дар соли 1986 хуччатхояшро барои идомаи тахсили оли ба Донишгохи омузгории шахри Душанбе  ба номи К. Ш. Чураев супорида онро бо муваффакият соли 1992 ба итмом мерасонад.

Муллоев Шариф аз соли 1996 то 2000 дар Академияи улуми Точикистон Институти забон ва адабиети ба номи Рудаки хамчун аспирант маьрифат андухтааст.Тачоруби кори ва фаолияти у аз инхо иборат аст:

1996-2002 Муаллими кафедраи адабиет ва журналистикаи  ДСРТ

2002 –  Номзади илмхои филология

2005 – муаллими калон кафедраи журналистика

2008 – доценти кафедраи «Назария ва таърихи журналистикаи донишгохи славяни

Асархои илмие ки ба калами у мутаалликанд, инхо мебошанд:

1.         Барнома ва усулхои методи фанни «Тарихи журналистикаи точик» барои донишчуени бахми журналистика. Д., 2004.

2.         Монография Ахмади Дониш ва маорифпарварии точик охири асри XIX аввали асри ХХ. Д., 2005.

3.         Барномаи фанни «Иктисодиет ва менечменти ВАО» барои донишчуени бахши журналистикаи мактабхои Оли. Д., 2007. (бо хаммуаллиф).

4.         Барномаи фанни «Журналистикаи муосири точик» барои донишчуени бахши журналистика. Д., 2009. (бо хаммуаллиф).

5.         Васоити  таълимии «Тарихи журналистикаи точик» барои донишчуени бахши журналистика. Д., 2009.

6.         Усулхои методии фанни «Гендер ва ВАО» барои донишчуени бахши журналистика. Д., 2009. (бо хаммуаллиф)

Рузноманигори шахир Муллоев Шариф беш аз 50 маколахои илми ва публицисти навишта ва таьлиф намудааст.

Айни замон Муллоев Шариф дар шахри Душанбе кору зиндаги дорад ва хамзамон устоди Донишгохи  славянии шахри Душанбе мебошад. Муллоев Шариф аксарияти навиштаёташро бо забони руси менависад. Дар зер чанд матлабе аз уро пешкаши хонандаи азизи торнигор мегардонем.

Доцент кафедры

Истории и теории журналистики

И электронных СМИ

Муллоев Ш.Б.

Эффективность СМИ и ее аудитория (на примере газеты «Азия плюс»).

В современный период об эффективности СМИ и анализа ее аудитории почти нет аналитических материалов. Широкие возможности всех видов СМИ в Таджикистане вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию.

В отличие от традиционного подхода к изучению эффективности средств массовой информации, ограниченного анализом потребления аудиторией массовой информации, при котором измеряются главным образом масштабы «охвата» газетами, радио и телевидением многомиллионных аудиторий,  системный подход позволяет обнаружить, что масштабы реального влияния СМИ на социальную активность личности пока еще далеки от ожидаемого.

Воздействие СМИ РТ на читателей в данный период не стали еще объектом исследования. Эффективность СМИ внедрение их воздействия на аудиторию будет способствовать более полному отражению процесса социально-экономического развития общества. Проблема эффективности СМИ является очень актуальной, решаться она должна  журналистом на каждом этапе его труда: в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, в ходе творческого труда по созданию материала, при определении типологического облика издания или программы радио или телевидения и т.д.

Что же характерно для аудитории наших отечественных СМИ? Кто является? Какие категории читателей составляют массу потребителей? Кто является читателем газеты «Азия плюс»?  Мы попытаемся проанализировать на примере следующих групп:

  1. массовый читатель
  2. средние и мелкие предприниматели
  3. крупные предприниматели, инвесторы, банкиры
  4. политики и чиновники

Итак, каждую из этих групп, в принципе волнуют одни и те же вопросы, проблемы, только каждый человек подходит к той или иной проблеме со своей позиции, учитывая в первую очередь, свои интересы и потребности. Хотя, на наш взгляд, сейчас мало учитывается позиция массового читателя на улучшении качества содержание материалов в газете, в основном СМИ берут во внимание количественный рост своих потребителей.

Мы знаем, что существует классификация потребителей. И прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Узнать чьи потребности и интересы удовлетворяет газета «Азия плюс», можно просмотреть ее материалы.

Газета уделяет пристальное внимание проблеме растущих цен. Данная проблема волнует все категории и слои общества, а значит интересна и рядовому гражданину, и бизнесмену, и представителю властных структур.

Одной из самых ранних статей на тему повышения цен на продукты, является материал от 12.10. 2006г., №41 (351) статья под названием «Мои цены, мои скакуны», пытается выяснить, что повлияло на скачок цен в первую неделю месяца Рамазан? Журналист дает 4 причины:  первая причина – искусственное завышение цен со стороны продавцов – перекупщиков. Это явление стало нормой в нашей республике, хотя ни в одном цивилизованном государстве этого не происходит. Вторая причина- общемировое повышение цен на энергоносители. Повышение цен на энергоносители происходит часто, хотя прожиточный минимум  остается низким. Третья причина – экспорт плодовоовощной продукции за рубеж. По сравнению с годами застоя вывод продукции за рубеж составляет очень низкий процент. И четвертая причина- низкая урожайность. Далее даются возможные пути решения систематического повышения цен: это устранение монополии перекупщиков, создание на базарах конкурентных условий, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции. Как видим, материал построен по всем правилам журналистики: раскрывается проблема, ее причины и пути решения. Сложившуюся ситуацию прокомментировали: начальник управления торговли и рынков при Хукумате города Душанбе Бахриддин Валиев, генеральный директор научно-производственного объединения «Богпарвар» доктор сельскохозяйственных наук Турсунбой Ахмедов, независимый экономист Шодибек Кадыров. Но нет мнений главных лиц: продавцов и самих покупателей. Это серьезное упущение, сделанное при подготовке материала. Но тем не менее данная статья будет интересна и массовому читателю, предпринимателю, и конечно же, чиновнику. Т. е. ясно, что с темой журналист как говорится попал в «яблочко», но упустил из виду мнение самих участников рынка – продовца и покупателя. А они могли сказать много интересного. Тогда статья не получилась бы несколько односторонней.

Уже в номере 09 (371) 01.03.2007г. помещен материал «Ограничения способствует росту цен», где высокие цены на сельскохозяйственную продукцию объясняются низким уровнем рыночной свободы фермерских хозяйств, а также не  незаинтересованностью банковского сектора в сотрудничестве с ними. Здесь говорится и о законодательстве, построенном таким образом, что крестьяне не имеют статуса юридического лица. А это уже прямо адресовано господину законодателю.

Также мешает и то, что определение приоритетных сельскохозяйственных культур остается за государством, и не определяется рынком или фермерами. Тут имеется тревожный знак для инвесторов. Тот факт, что банковская и финансовая сферы воздерживаются от сотрудничества с фермерскими хозяйствами, говорит о том, что в этой сфере не все благополучно и имеются  серьезные проблемы, преграды со стороны государства. В итоге же опять страдает колхозник и массовый покупатель.

В номере №33(395) от 16 августа 2007г., помещена статья «Кто ответит за базар». Помимо самого материала под этим же заголовком помещены сводки о ценах на областных рынках республики. Главная тема – резкий скачок цен на муку. Разные эксперты в основном говорят об одном – причина воздействия внешних факторов, виноваты страны –импортеры, а Таджикистан –жертва. Но в сводках из областей, в частности из Куляба, имеется  очень интересная мысль, которую поведал Кулябский предприниматель. По его словам, «Таджикские бизнесмены только используют факт повышения цен в Казахстане, для того, чтобы повысить их внутри республики». Он также отметил, что «ответственные бизнесмены вводят потребителя в заблуждение, когда говорят, что их мука напрямую экспортирована из Казахстана. На самом деле в Казахстане они закупают только зерно, и не всегда лучшего качества».

И хотя кулябские торговцы мукой версию «обмана» опровергают, над этой версией стоит задуматься как бизнесменам, так и чиновникам.

Вообще стоит отметить, насколько профессионально материал написан. В нем присутствует мнение всех сторон: и властей, и органов самоуправления, и предпринимателей, и независимых экспертов, экономистов. Такой подход дает читателю полную картину того, как обстоит дело с растущими ценами. Конечно, такую статью с пользой для себя прочитает рядовой гражданин, предприниматель, чиновник, политик, т.е.статья является полезной удобочитаемой для всех слоев общества. Но не только «с цены сорвались» цены на продукты. Серьезную озабоченность вызывает и рост цен на электроэнергию, газ, бензин.

Так уже в номере №28 (338) 13.07.06. появилась заметка «Бензин дорожает», в которой чувствуется приближение кризиса. И хотя пока это была только маленькая «информашка», но проблема в ней обозначилась серьезная. За последний месяц цена на литр топлива выросла в среднем на 5 %. Одна проблема ведет за собой другую – повышение тарифов на бензин сократит количество маршрутных такси.

В №48 (410) 29.11.07. проблема повышения цен на бензин выносится уже в главную тему номера: «Бензин: новый полет цен». И вот, что интересно  в Таджикистане продолжается рост цен на бензин тогда, когда на нефтяных биржах цены на нефть падали. Журналисты питались разобраться: «Что это-саботаж нефтерейдеров или обычные колебания рынка?» Прямого ответа нет, но ясно одно – вкладывать деньги – опасно, работа водителей маршрутных такси за 1сомони убыточна, страдает простое население, а государство решить проблему не в состоянии. Получается какой-то тупик!

Этой же теме посвящена статья «Топливный кризис под контролем?» (№49 (411) в декабре2007г.) Представители Министерства  экономического развития и торговли РТ объяснили, что дефицита с топливом не будет,  и цена на него будет составлять 3,5 сомони. Поступили ли вагоны с топливом в республику, корреспонденту газеты выяснить так и не удалось. Но обещанного понижения цен на бензин не прошло. Как ив последние два-три дня стоимость литра АИ-96 на 5 декабря составила 4-4,2 сомони, в некоторых случаях -4,5.

Возникают вечные два вопроса: «Что делать?» и «Кто виноват?». Вроде бы Минэкономразвития   пытается контролировать ситуацию, но проблема продолжает набирать обороты. Все это еще раз подтверждает то, что таджикская экономика далека от идеальной.

Не все спокойно и с  производством цемента. Так в номере №48 (410) 29.11.2007. помещен материал «Таджикский цемент: цена вопроса».

«С 1 ноября ГУП «Точиксемент» отпускает свою продукцию уже по новой цене. Завод  решением удовлетворен. А руководители крупных стратегических объектов не на шутку обеспокоены. Новая цена, по их мнению, может затянуть, а в худшем случае – приостановить их проекты».

В статье имеются мнение обеих сторон. «Душанбинский цемзавод, прежде всего, коммерческое предприятие. Ему нужно, расплачиваться с долгами, проводить реконструкцию, повышать производительность. Для этого он просто вынужден повышать цену на свою продукцию, чтобы не работать в ущерб себе».

«Однако своя правда есть и у инвесторов. Все они работают по предварительно заключенным договорам и под конкретный заключенный в каждый проект бюджет. И у них нет свободы маневра».

Газета на свой профессиональный взгляд видит несколько вариантов решения проблемы. Для таджикской стороны наиболее предпочтительным был бы третий вариант. «За все непредвиденные расходы платит зарубежный инвестор». Но пройдут ли наши партнеры на новые расходы, если это не было заранее обговорено в контрактах?» Таким вопросом заканчивается статья, но можно поставить и другой вопрос: «Не повлияет ли сложившаяся ситуация на инвесторов? Не сократятся ли поступление инвестиций в Таджикистан?»

Повысилась цена и на природный газ, из-за чего временно приостановило свою деятельность таджикско-кипрское совместное предприятие «Таджик Азот». Следствием такого простоя может стать потеря рынка сбыта. Этой проблеме посвящен материал, помещенный в номер 33 (395) от 16.08.2007г.  Как видно одна проблема (повышение цены на сырье, влекут за собой ряд других (приостановка деятельности, убытки, потеря рынков сбыта). Насчет рынка сбыта стоит задуматься, ведь это не только интересы самого предприятия, но и всего государства целом. А какое может быть сотрудничество, если: «многие наши конкуренты на местном рынке, в том числе, узбекские и туркменские производители предлагают аналогичную продукцию по более низкой цене. Так что нам приходится работать в убыток». Сложившаяся критическая ситуация волнует и само руководство завода, и инвесторов, и крупных покупателей. Не должна оставить равнодушными и органы власти, ведь от их участия в этом деле многое зависит…

Остро стоит проблема энергокризиса. Новый 2008 год принес в в Таджикистан морозы, дефицит электроэнергии и очередной рост цен на энергоносители. Под заголовком «Ледниковый период» (№21416) 10.01.2008г. помещена  статья, в которой поднимается проблема дефицита электроэнергии. Для большинства районов страны электричество подается на 2-3 часа. Но как передают региональные корреспонденты «АП» «во многих районах график подачи электричества вообще не соблюдается». В Душанбе действует режим вирных отключений электроэнергии в микрорайонах в ночное время. Но опять же, все знают, что в столичных микрорайонах со светом плохо и днем. Ну кого может не волновать данная проблема, уместнее сказать чрезвычайное положение? Однозначно, сложившаяся ситуация волнует сердца и умы каждого, тем более, что помимо отключения света, на него еще и цена повысилась. «Повышение цен на свет в энергетической компании объясняют необходимостью возврата инвестиций, вложенных в энергетические объекты в Таджикистане. Все правильно, что бы не случилось расплачивается всегда народ! Далее журналист пишет о том, что похожая ситуация была и в прошлом году, и в позапрошлом. И каждый раз аргументы властей сводились примерна к следующему: «плохие соседи, не желающие помочь в трудную минуту», «мелеющий с каждым годом Нурек», «внезапно наступившие холода». В прошлом году перекрывали русло реки Вахш, но в этом то году ничего не перекрывают, а люди «как мухи» мрут от холода и голода.

Журналист пишет: «Зима всегда приходит неожиданно, и начинаются все те же проблемы: от перенагрузки летят старые,  давным-давно отслужившие свое, трансформаторы и кабели, соседи в самый разгар зимы срывают договора. Получается замкнутый круг, из которого нет выхода».

Следствием такого замкнутого круга является смерть новорожденных детей, которые, не успев появиться на белый свет, так быстро его покинули. Этой теме посвящена статья «Смерть новорожденных: кто виноват? (№ 3 (417) 17.01.2008г.) и пока ответственные лица спорят, что же стало причиной смерти детей, никто не застрахован, что жертвой не станет его долгожданный ребенок.

Чтобы избежать всего этого, надо на время таких чрезвычайных ситуаций уезжать из страны куда-нибудь на юг, как птицы. Только вот загвоздка: людям в отличие от птиц, для такого путешествия нужны деньги и не малые. Возникает вопрос: «откуда их взять?» На этот вопрос отвечает материал «Таджикская рулетка» (№49 (411) 6.12.2007г.)В статье говорится о самых верных способах разбогатеть в Таджикистане. Упоминается и о том, что самые крупные состояния делаются в смутные времена». Уже эта строчка наталкивает читателя на мысль, честным ли путем добыты огромные доходы.

Итак, первый, один из самых верных способов разбогатеть – получить хорошую государственную должность. «При средней чиновничьей зарплате около 200 долларов самыми роскошными атрибутами красивой жизни – особняками, машинами и прочее, обладают именно вельможи». Какую только роль играет антикоррупционное ведомство Таджикистана во всей этой деятельности.

Другой способ стать таджикским миллионером, заняться контрабандой наркотиков.

Третий способ «заработать» миллион- построит финансовую пирамиду.

Еще один способ обеспечить достойную жизнь связан с хорошей должностью в международных организациях.

Единственно относительный честный способ разбогатеть газета называет – открыть сое дело. Но здесь не все так просто и требуется терпение, хитрость и где-то самое что ни на есть «молчание-золото».

Как видно не так то и просто честно заработать миллион в Таджикистане. Остается только гадать, каким именно способом разбогател твой сосед?

У тех, у кого имеется капитал, болит голова, как это сохранить, в лучшем случае преумножить.

Для этой категории полезным будет материал: золото, банки, квартиры, имеющий подзаголовок «Как сохранить свои  деньги в Таджикистане? №44 (406) 1.11.2007. оказалось, что выгоднее всего вкладывать свои деньги в недвижимость или золото. Вкладывать банки опасно- доход съедает информация. В зависимости от валюты, вкладчик получает от 3 до 14% чистого дохода. А вот чистый доход от вложений в золото составляет 32,4%, а в недвижимость аж целых 50-60%.

Получить доход хотят все, поэтому и статья будет интересна и рядовому гражданину, и среднему предпринимателю, и крупному банкиру.

Стоит отметить внимание, которое газета уделяет бизнес среде в Таджикистане. Во многом от того, как складывается ситуация с развитием бизнеса в стране зависит ее экономическое развитие, да и процветание в целом. А у Таджикистана в этом плане не все так хорошо. Например, в номере 50 (412) 13.12.2007. помещена статья «Таджикистан обогнал Камерун!» и тут же подзаголовок «Наша страна в числе первых с конца…» В материале приводится отчет Группы Всемирного Банка «Бизнес в 2008году». Оказалось, что Таджикистан по условиям ведения бизнеса занял 153-е место из 178, разместившись по соседству с Зимбабве, Камеруном и Котд’ Ивуаром!

Легче в Таджикистане, по мнению авторов отчета стало лишь с лицензирование, но при этом «остается страной с самым большим количеством процедур для получения регистрации и начала деятельности –«13». «Сложной названа в отчете и внешняя торговля, тем более, что «в течение 2006-2007гг. Таджикистан не сделал никаких изменений в частности внешней торговли». Но несмотря на столь низкий рейтинг руководство страны продолжает приглашать инвесторов вкладывать свои «денежки» в «солнечный», «гостеприимный» Таджикистан. Звать то зовем, а защищать, кто будет? По защите инвесторов Таджикистан занимает 176-е место из 178.

Ответ на вопрос «Что мешает развиваться таджикскому бизнесу?» газета попыталась получить у своих читателей в номере 51(413) 19.12.2007. 69,8% опрошенных  считают, что всему виной чиновники, 17,3% – плохие законы, 9,0% уверены, что причиной служит неграмотность самих предпринимателей, и только 3,9% респондентов ответили: «Разве ему что-то мешает?»  В этом же номере помещен материал «таджикский бизнес: хотьба на листе», в котором газета пытается ответить на вопрос «Почему не решают проблемы таджикских предпринимателей?» и здесь же говорится о предстоящей встрече Президента с предпринимателями бизнеса. Газета пишет: «Чтобы третья встреча Президента с бизнесменами дала реальный результат .. мы должны, наконец, понять…! Таджикский бизнесмен- единственная надежда и опора нашей страны: и уже в номере 52(414) 27.12.2007. заголовком «Президент и бизнесмены: заплати налоги и спи спокойно!» подводятся итоги встречи. Президент говорил о снижении налогов, об увеличении сроков погашения кредитов и сокращении процентных ставок по ним, о легализации имущества. Также Президент подверг сомнению опрос, проведенный «Азией Плюс» №51 (413) 19.12.2007., в котором почти 70% опрошенных заявили, что развиваться таджикскому бизнесу мешают чиновники. Прав ли Президент в своих сомнениях покажет время. Реализуются ли все те планы и предложения, о которых говорилось на встрече, или опять же заглохнут и надежды предпринимателей тихо умрут в недрах министерств.

Ситуация с бизнес- средой оказывает прямое воздействие на инвестиционный климат. Не подходящие, мягко говоря, условия отпугивают инвесторов от таджикской экономики, о том, что какие условия ждут инвесторов рассказывает статья «Invest in Tajikistan», помещенная в номере 33 (395) 16. 08.2007г.

В статье дается ответ на вопрос «Почему зарубежные инвесторы не торопятся в нашу страну?» приводится сравнение с Македонией. И если инвестировать в Македонию – «новый бизнес рай в Европе», то в Таджикистане –риск – благородное дело. Причиной тому служит высокие налоги, долгая и мутная процедура регистрации, никакой защиты инвесторов от всяческих незаконных поборов и бюрократических проволочек. В статье говорится: «Пока мы раскачиваемся, весь мир стремительно уходит вперед, обгоняя нас на десятилетия, как бы не отстать навсегда…»

С этим, да вообще со всей статьей, несогласованным оказался Д.Валиев (Управление программ госинвестиций Минэкономразвития и торговли РТ). Он в номере 38 (400) 20.09.2007г. пометил статью «Македонцам и не снилось!», в которой пытается доказать вещь, а может быть, в первую очередь, самому себе, что не все уже так и плохо, как говорится в статье «Invest in Tajikistan». Он пишет об изменениях и дополнениях в законодательстве, об увеличении иностранных инвестиций и даже приводит примеры того, какие страны и сколько вложили в экономику Таджикистана. В конце же Д.Валиев высказывает редакции газеты свои обиды, называя авторов статьи не патриот. Он пишет: «Для нас осталось невыясненным, с какой целью и в чьих интересах публиковалась статья. Была ли это оплаченная реклама или просто неудачное сравнение…» И вывод: «Македонцы- молодцы, сделали нормальную качественную рекламу родной Македонии, в том числе и на страницах таджикской газеты. А тому, что сделал для Таджикистана автор публикации в еженедельнике «Азия Плюс», найти название будет весьма затруднительно».

Как видим, получается, что газета – непатриотичный монстр, а таджикская экономика – жертва этого монстра и сложившихся обстоятельств ( нет у нас нефти и выхода к морю). Но как не старался господин Валиев в правильности своих рассуждений, но у всех осталось другое, свое мнение по данному вопросу и не в пользу Д.Валиева.

Уже в этом же номере даны еще два материала, касающиеся вопроса инвестиционного климата в Таджикистане. «Дело не в трубе!» от редакции и «не нужно устраивать «охоту на ведьм» – мнение экономиста Р.Джабборова. Редакция видит главную проблему в том, что «в Таджикистане бизнесу работать пока не очень комфортно». Автор пишет: « Мы давно обещаем инвесторам сделать регистрацию новых предприятий в одно окно, но дальше слов дело не идет. Почему? Для этого нужна нефть? Конечно, нет? Или: «Мы уже 5 лет говорим о необходимости создания свободных зон экономических. Где они? Как видно, атор не с неба берет доводы, а прибегает и вполне обоснованным доказательствам того, что не все так хорошо, как пишет об этом господин Валиев Д. Мнение же экономиста Джабборова сводится к тому, что работа в этом направлении идет, просто она находится «на самом начальном этапе своей реализации». Но до какого времени продлится этот «начальный этап» никому не известно…

Еще один отзыв на статью Д.Валиева помещен в номере 41 (403) 11.10.2007. Статья называется «Дарро задам, девор кафид». Автор статьи, таджикский экономист Фаррух Мехрдод, также как и журналисты газеты, считает инвестиционный климат неблагоприятным. Причины он видит в том, что «Многие госчиновники некомпетентны и коррумпированы», банковская система не развита, «бюрократическая волокита, непрозрачность и чрезмерная сложность процедуры оформления документов, получения лицензий, обилие проверяющих органов и связанные с этим частые неофициальные платежи коррумпированным работникам госаппарата не привлекают, а отталкивают инвесторов. Видно, что все, понимающие суть дела, сходиться во мнениях, что ситуация с инвестиционным климатом далека от идеальной и требует безотлагательных мер и реформ. Это понимают и экономисты, и крупные бизнесмены, и инвесторы, и мелкие предприниматели, не хотят ничего менять только госчиновники, о чем свидетельствует статья господина Валиева (№38 (400) 29.09.2007г.). Стоит отметить, что в дискуссии по данной проблеме принимают все больше и больше людей, включая и «верхушек», и рядовых работников, колхозников №52 (414) 27.12.2007г., «Инвестиции нужно контролировать» №1 (415) 3.01.2008. «Инновации + Инвестиции = успех?

Экономические проблемы сложны для освещения, тем более, что их освещения в печати должно выполнить не только информационную, но и обучающую функцию, поскольку знание населением экономической ситуации в стране позволяет делать правильные прогнозы и оптимально использовать свои ресурсы.

Отсутствие понятной и ясной для массового читателя информации об экономических изменениях часто порождает панику, ненужный ажиотаж, спекуляции, необоснованному росту цен, что в целом снижает жизненный уровень населения.

На кого направлены материалы газеты»Азия Плюс»?

Так, просмотрев печатные материалы газеты на экономическую тематику и изучив их, можно сделать следующие выводы о проделанной работе.

  1. Читательская аудитория газеты «Азия Плюс» включает в себя разные группы потребителей – это и массовый читатель, и средние и мелкие предприниматели, инвесторы, и политики, и чиновники, и крупные предприниматели, банкиры.
  2. Газета удовлетворяет потребности читателей разных уровней: физиологические, социальные и личностные.
  3. Материалы газеты по праву можно назвать полезными, т.к. они помогают читателю рационально и эффективно решать проблемы; держать в курсе всех экономических изменений, заработать деньги, потратить деньги, сохранить свои сбережения и не стать жертвой обмана.
  4. Газета определяет свое содержание, учитывая интересы читателей.
  5. Газета рассказывает власти о том, чего хочет народ.
  6. Газета рассказывает народу о том, как работает власть.
  7. Газете доверяют сами читатели, органы власти и рекламодатели.
  8. Современное состояние читательской аудитории говорит о том, что газета является популярной и легко узнаваемой среди всех слоев общества.
  9. Увеличение рекламодателей и постоянно растущий тираж газеты создает все условия для пополнения своей читательской аудитории.

10.  У газеты очень хорошие перспективы развития, в том числе в плане освещения экономических новостей.

Наглядно стало ясно, что успеха газета может добиться только тогда, когда будет удовлетворять потребности и желание своих читателей, будет полезной для своей аудитории. Газета «Азия Плюс» может стать хорошим примером для других печатных  изданий Таджикистана.

Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения  удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы.

Современные массово-коммуникационные отношения предлагают взаимодействие двух субъектов-коммуникаторов и коммуникантов (аудитории), в рамках которого  каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Если наши СМИ особое внимание будут уделять эту сторону отношения с аудиторией – это обуславливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности.

Муллоев Ш. Б., доцент

кафедры истории и теории журналистики и Эл. СМИ РТСУ

Культура речи при освещении  гендерных вопросов на страницах русскоязычных  газет     Таджикистана.

Понятие «Гендер» вошло в современную лингвистическую парадигму гораздо позже, чем другие гуманитарные науки, а именно во второй половине этого столетия. До сегодняшнего дня по данной теме вообще отсутствуют  цельные исследования. Первоначально работы в данной области возникли на Западе. Первые системные описания мужских и женских особенностей речи и языка, были сделаны на базе языков из германских и  романских языковых групп. Что касается, нашей отечественной лингвистики,  то первые регулярные исследования по этой тематике стали проводиться, только в конце 80- и в начале 90 годов, и где – то в середине 90-х стали развиваться бурными темпами. В настоящее время этот процесс  проходит столь стремительно, что с уверенностью можно говорить о появление еще одной новой отрасли отечественного языкознания – лингвистической гендерологии.

На современном этапе уже появились работы, в которых делается попытка системного осмысления и описания языка в связи с феноменом пола, создается теоретическая модель гендера и производится систематизация методологических подходов к исследованию проблемы гендера в языкознании. Вопросы, связанные с разработкой методики лингвистического исследования гендера, созданием инструментария гендерных исследований, ныне ставятся во главу угла в отечественной лингвистике. Культура речи при освещении гендерных вопросов в СМИ, является актуальной с позиции сегодняшнего дня и нуждается в освещении и поиске новых подходов.

При рассмотрении современного состояния гендерных исследований обычно выделяют три магистральных подхода:

Первый сводится к трактовке исключительно социальной природы языка женщин и мужчин и нацелен на выявление тех языковых различий, которые можно объяснить особенностями перераспределения социальной власти в обществе.  При этом мужской или женский язык определяются как некая функциональная производная от основного языка, используемая в тех случаях, когда партнеры по речи находятся на разной степени  социальной иерархии.

Второй подход научно редуцирует язык до особенностей языкового поведения пола. В современной и научной парадигме эти подходы считаются взаимно дополняющими и лишь в своей совокупности обладают объяснительной силой.

Сегодня мы все чаще слышим о проблеме гендерного неравенства и о том, как данная тема освещается в СМИ. В этой статье мы сочли нужным поставить цель – привлечь  внимание общественности к тому, как освещаются в СМИ гендерные проблемы, раскрыть гендерные противоречия и характерные ошибки журналистов на примере газеты «Аргументы и факты» Таджикистана.

9 января 2006 года газета «Аргументы и факты» стала выходить в Таджикистане. Это первая зарубежная газета, которая выпускается таджикской редакцией совместно с редакцией известного Российского еженедельника .

Первоначально планировалось, что газета «Аргументы и факты» должна была выходить тиражом 3000 экземпляров, и, в дальнейшем тираж планировалось увеличить до  двадцати тысяч. Новая газета состоит из 32 полос, восемь из которых содержат информацию о Таджикистане и местную ТВ-программу.  Как сообщил журналистам редактор данного издания Т.Белицкая , информация в газете будет печататься под разными рубриками, в том числе и национальным колоритом, но при этом останутся рубрики основного номера московского издания. « Планируем работать по схеме: Что нужно моему читателю?» – подчеркнула Т.Белицкая .

В исследованном нами выпуске газеты «Аргументы и факты» можно заметить, что проблема пола резко не акцентируется.  Статьи, портретные фотографии освещают престиж определенной профессии или личности. Эти же аспекты подчеркиваются в текстах и комментариях к снимкам.  Для анализируемого издания наиболее показательна статья с заголовком: «Так какие песни нам петь?»  В статье говорится о том, что слабеет общенациональная солидарность. Все люди, запечатленные на фотографиях к статье,  составляют единое образование. Индивидуальные качества, в том числе и пол героев, никак не подчеркиваются.

При анализе издания так же не было обнаружено стереотипное разделение на мужской и женский пол, исключение составляет тема материнства, не являющаяся доминирующей. Ни в одном из материалов издания не было сказано о женщинах, как о слабых, болезненных, истеричных существах. Напротив в статье « Я не снежинка» в теме  о том, как подготовить машину к зиме, описана женщина, способная самостоятельно справиться с поломкой. И это очень отвечает правде жизни, ведь сегодня женщина переложила на свои плечи и мужскую работу.  В материалах газеты «Аргументы и факты» редко выделяются специальными лексическими и морфологическими средствами принадлежность к полу.

Так, например, в статье «А где топ доярки?»- в названии указан пол.  Не -смотря на отсутствие явной гедерной асимметрии, в не явной вербальной форме она все же присутствует. Но мы знаем, что в военной сфере и на тяжелом  производстве преобладают мужчины.  В газете «Аргументы и факты» сексуальность и телесность, как мужских, так и  женских образов не встречается и практически ни как не акцентируется, в отличие от изданий, где полуголые девушки рекламируют алкоголь и машины.  В данном случае, женщина превращается в ходячий секс – символ. Подобные образы навязывают нам определенную систему мышления.

Что касается газеты «Аргументы и факты», то данное явление отсутствует.  Здесь нет изображения обнаженных девушек, демонстрирующих свои достоинства. Если же говорить об образе женщины – политика в СМИ, то мифы и реальность вокруг его трактовке сплетаются воедино, образуя не проницаемую стену, скрывающею личность. Обще принятое мнение таково: Женщина совмещая семью и работу, плохо справляется либо с первым, либо со вторым.   Стереотип подобного мышления  изжил себя и его необходимо менять.

Advertisements

January 17, 2010 - Posted by | Culture, Адабиёт ва санъат, Адиб, Маскав, Мастчох, Муаррифинома, Муллоев Шариф, Озоди, Пажухиш, Тарихи журналистикаи точик, Тоҷикистон, Худгифи Соя, Хунар, Identity, Mastchoh, Mentor, Tajiks, َФолклор

1 Comment »

  1. Олими пуркор ва захматкаше хаст Шариф Бакиевич.Ояндаи дурахшони илми журналистикаи точик дар дасти уст. Ва ифтихори мо хамсинфон аст Шариф Бакиевич.Каламатон бурро ва эчодатон бо тавсеа бодо!

    Comment by bahtier | January 18, 2010 | Reply


Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: